
Папаха – это не просто головной убор, это символ настоящих воинов который имеет очень богатую историю.
Изначально появившись в горных селениях этот традиционный высокий меховой головной убор из овчины, служивший для защиты от холода, спустя всего нескольких веков, стал одним из основных атрибутов военного обмундирования казаков.
В случае крайней надобности этот головной убор мог и защитить своего хозяина. Ведь в донских и запорожских казачьих войсках папаху дополняли тумаком – клиновидным колпаком по верху в который иногда вшивали металлические пластины.
Эти пластины не только защищали голову казака во время боя, но и сами могли нанести значительный урон, если использовать папаху в качестве подручного оружия. Отсюда и берет начало расхожая фраза “надавать тумаков”.
Ведь папахи 20 и более см носили казаки богатые, у которых как минимум был конь. Со временем, папаха снашивалась и если не было денег на новую то ее подрезали по тому что стыдно было ходить с непокрытой головой.
И так получилось, что все пешие казачьи полки ходили в коротких (12 см ) папахах (кубанках), потому как коня нет и денег нет… А вот конные, всегда в папахах были.
Традиции
Вместе с некоторыми традициями горных народов перекочевало и особое отношение к этой шапке, а именно:
- Недопустимо выйти на улицу без головного убора. В случае появления в качестве гостя на свадебной церемонии без головного убора, воспримется семьей и молодоженами, как неуважение к ним и традициям.
- С помощью шапки молодые люди узнавали, будет ли положительный ответ при сватовстве. Они забрасывали ее в окно девушке, и ждали. В случае быстрого возврата шапки, жди отказа.
- Головной убор помогал в волеизъявлении. Папахой голосовали на казацком круге.
- Брошенная на землю в споре – она означала последний аргумент, подтверждающий правоту владельца.
- За отворот головного убора прятали важные бумаги, зашивали дорогие для казака вещи, иконки, молитвы охранные.
Часть из этого, на протяжении долго времени, потеряло свою актуальность, но сохраняется как память. Ведь бережное отношение к своим традициям, культуре остается неизменным у всего казачества.
Из чего шьют папахи и кубанки
Традиционно данную разновидность головного убора шьются из:
Каракуль – шкурки ягнят особой, каракульской породы. Они отличаются особой тонкостью шерсти, а также характерным рисунком завитков.
- Кубанка из каракуля считалась парадной и предназначалась для особых случаев.
Овчина – шкура взрослой овцы старше шести месяцев. Благодаря длинному плотному ворсу она отлично сохраняет тепло и держит форму.
- Кроме того, овечий мех очень быстро впитывает и испаряет влагу (например пот) поэтому в нём голова не потеет.
Кубанка
Кубанка является разновидностью папахи.
Изначально она появилась в период Первой мировой войны у кубанских казаков – оттуда и название.
От папахи ее отличает правильная цилиндрическая форма и небольшая высота.
Верх кубанки может быть различаться по цвету и являться знаком отличия вида войска. К примеру:
- Алый – символ Кубанского, Донского, Сибирского, Енисейского и Уральского казачеств;
- Желтый – Забайкальского, Астраханского, Уссурийского и Иркутского казачеств;
- Синий – Терского и Оренбургского казачеств;
- Зеленый – Амурское и Белорусское казачество;
- Черный – для повседневного ношения или полевых условий.
На верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест.
У казаков при царе они были серебристыми.
Однако 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск, были введены ещё и
- Золотой – для комсостава;
- Черный– для рядовых казаков.
Папаха – головной убор на все времена.
Это – не просто шапка, согревающая владельца.
Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.